WordPress

Тахографы на грузовые автомобили закон

Тахографы на грузовые автомобили закон - картинка 1
Сегодня рассмотрим тему: "Тахографы на грузовые автомобили закон", основанную на мнении ряда авторитетных источников. На все возможные вопросы вам ответит дежурный юрист.

Определены сроки установки тахографов на эксплуатируемые физлицами грузовики и автобусы

Тахографы на грузовые автомобили закон - картинка 2
loriklaszlo / Depositphotos.com

С 1 ноября 2019 года в Законе о безопасности дорожного движения предусмотрено, что оснащать тахографами грузовые автомобили массой более 3,5 т и автобусы должны и физлица, осуществляющие эксплуатацию таких транспортных средств (ранее – только юрлица и ИП) (приказ Министерства транспорта РФ от 15 октября 2019 г. № 339 “О внесении изменений в отдельные приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам оснащения тахографами транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, и транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении”).

В связи с этим Минтранс России определил, до какого момента это оснащение должно быть произведено. Сроки зависят от экологического класса и массы транспортного средства.

ТС категории № 3 (предназначенные для перевозки грузов, с максимальной массой более 12 т)

экологический класс которых не определен

до 1 марта 2020 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже

до 1 июня 2020 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше

до 1 сентября 2020 г.

ТС категории № 2 (предназначенные для перевозки грузов, с максимальной массой от 3,5 до 12 т)

экологический класс которых не определен

до 1 декабря 2020 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже

до 1 марта 2021 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше

до 1 июня 2021 г.

ТС категории М3 (используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, с максимальной массой свыше 5 т)

экологический класс которых не определен

до 1 ноября 2019 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже

до 1 февраля 2020 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше

до 1 мая 2020 г.

ТС категории М2 (используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, с максимальной массой не более 5 т)

экологический класс которых не определен

до 1 августа 2020 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже

до 1 ноября 2020 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше

до 1 февраля 2021 г.

принадлежащие многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи

до 1 января 2022 г.

Поправки вступят в силу 15 декабря 2019 года.

В заключение напомним, что с 1 ноября 2019 года изменились правила техосмотра для транспортных средств, которые должны быть оснащены тахографами, а также усилилась административная ответственность за управление и выпуск на линию транспортного средства с неисправным тахографом или вообще без такового в случаях, когда это устройство должно быть установлено на автомобиль в соответствии с законом.

Документы по теме:

Читайте также:

Тахографы на грузовые автомобили закон - картинка 5

Так, в частности, региональным органам власти рекомендовано развивать пассажирский транспорт общего пользования.

Речь идет о средствах, находящихся в собственности организаций и ИП, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Тахографы на грузовые автомобили закон - картинка 6

В памятке перечисляются права потребителей при возникновении ДТП или причинении вреда по иным причинам, особенности обязательного страхования ответственности перевозчика.

Тахографы на грузовые автомобили закон - картинка 6

В памятке перечисляются права потребителей при возникновении ДТП или причинении вреда по иным причинам, особенности обязательного страхования ответственности перевозчика.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

[2]

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

http://www.garant.ru/news/1308919/

Оснащение тахографами физических лиц в 2020г по приказу минтранса №339

В соответствии с приказом №339 от 15 октября 2019г. Зарегистрирован приказ 3 декабря 2019 года, регистрационный номер 56679. Вносятся изменения в в отдельные приказы 36 и 237 Минестерства транспорта Российской Федерации по вопросам оснащения тахографами транспортных средств физических лиц, в соотвествии с 196-ФЗ «О безопасности дорожного двидения» от 10 декабря 1995г. с 1 ноября 2019г., в соответствии с Постановлением Правительства №382 от 30 марта 2019г.. Устанавливаются сроки оснащения тахографами транспортных средств физических лиц. Затрагиваются следующие группы транспортных средств:
1 Транспортные средства принадлежащие физическим лицам.
2 Транспортные средства осуществляющие регулярные перевозки в городском, пригородном, международном сообщении.

Поправки внесенные в соотвествтии с приказом №339, регулируют сроки установки тахографов на транспортные средства для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Наиболее значимые изменения касаются сроков установки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019г. №382 и (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, №15, ст. 1753).

http://www.1tahograf.ru/tahography/tahograf-dlya-fizicheskih-licz-s-2020-goda/

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Тахографы на грузовые автомобили закон - картинка 8

Добрый день, уважаемый читатель.

Тахограф — специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.

Изначально установка тахографов преследует хорошую цель — предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.

Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.

В этой статье Вы узнаете:

Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.

Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов — приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», приложение №2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами».

Для чего нужен тахограф?

Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Грузовики тяжелее 3,5 тонн.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:

  • Троллейбусы;
  • Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца»;
  • Военные транспортные средства;
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
  • Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
  • Автомобили, проходящие дорожные испытания.

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

  • Автобетононасосы;
  • Автобенотосмесители;
  • Автогудронаторы;
  • Автокраны;
  • Автомобили скорой помощи;
  • Эвакуаторы;
  • Пожарные автомобили;
  • Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
  • Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • Автолавки;
  • Автобусы для ритуальных услуг;
  • Автомобили-дома;
  • Бронированные транспортные средства;
  • Специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
  • Грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
  • Специальные транспортные средства;
  • Передвижные лаборатории и мастерские;
  • Передвижные телевизионные студии.

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Нужен ли тахограф на самосвал?

Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, — это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

[1]

В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2019 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
.
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средстваСрок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских1 июня 2014
Пригородные автобусы1 июня 2018
Городские автобусы1 июня 2019
Грузовики для перевозки опасных грузов1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ1 января 2018

Штраф за отсутствие тахографа

Штрафы за отсутствие тахографа подробно рассмотрены в отдельной статье. Их размеры:

  • 3 000 — 5 000 рублей — для водителя.
  • 7 000 — 10 000 рублей — для должностного лица.
  • 15 000 — 25 000 — для индивидуального предпринимателя.
  • 20 000 — 50 000 — для юридического лица.

Введена ли отмена тахографов до 2019 года?

Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2019 или 2020 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.

Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, напишите их в комментариях.

http://pddmaster.ru/rabota/tahograf.html

Тахографы на грузовые автомобили: изменения законодательства в 2019 году и требования к устройствам

Тахограф представляет собой специальный технический прибор, который позволяет осуществлять непрерывный контроль, измерение и фиксацию информации. При установке тахографа в ТС можно получить такие сведения:

  • время и скорость передвижения;
  • пробег;
  • режим чередования движения и остановок.

Все полученные сведения шифруются с помощью специального блока устройства и не подлежит изменению.

Правовое регулирование

Есть несколько нормативных актов, которые регулируют порядок установки тахографов на грузовые транспортные средства и устанавливают требования к устройствам для обеспечения безопасности движения.

К ним относятся:

  1. Приказ Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 №273— в нем установлен перечень ТС, которые подлежат оснащению приборами, а также порядок их установки. В нем учтены изменения, утвержденные приказом Министерства транспорта №348.
  2. Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 №36 — в нем указаны требования к оборудованию и перечислены функции, которые оно должно выполнять.
  3. Закон от 10.12.1995 №196-ФЗ— на его основании определяются требования по обеспечению безопасности дорожного движения, которые выдвигаются к физическим и юридическим лицам.

Если ТС в соответствии с законодательством должно быть оснащено тахографом, но данное устройство отсутствует, то за такое нарушение предусматривается административная ответственность (ст. 11.23 КоАП РФ).

В законодательстве ежегодно происходят изменения. Так, в 2018 году к числу ТС, на которых должны быть установлены самописцы, были отнесены краны-манипуляторы и автобусы (микроавтобусы), выполняющие пригородные пассажирские перевозки. Данные изменения были внесены Приказом Минтранса от 26.07.2017 №277.

Если такие требования будут нарушены перевозчиком, то это приведет к потере лицензии на осуществление такого рода деятельности.

Также с 01.11.2019 на основании Закона от 30.10.2018 № 386 будут внесены изменения в п. 3 ст. 20 №196-ФЗ, в соответствии с которыми физические лица, эксплуатирующие грузовые автомобили массой более 3.5 т, обязаны будут устанавливать с учетом всех требований на своих автомобилях тахографы.

Какие грузовые автомобили должны быть оборудованы тахографом

Категории и виды ТС, которые обязательно должны быть оборудованы тахографами, перечислены в Приложении №2 Приказа №36. Так, в этот список входят:

  • ТС, которые используются для перевозки грузов и имеют максимальную массу от 3,5 до 12 тонн (категория N2);
  • ТС, задействованные в перевозке грузов с максимальной массой, превышающей 12 тонн (категория N3).

Также законодательством предусмотрены и исключения. Так, устанавливать устройства не требуется на следующие виды ТС (Приложение №2 Приказа №36):

  • самосвал, если он эксплуатируется в пределах строительной площадки;
  • ТС, оснащенные специальным оборудованием (подъемники, бетономешалки, коммунальная техника, молоковозы, скотовозы и прочие);
  • ТС с передвижными лабораториями и телевизионными студиями;
  • автомобили, оборудованные ЕСТР, что необходимо для выполнения международных перевозок;
  • пожарные и инкассаторские машины;
  • ТС органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью;
  • авто, возраст которых более 30 лет, и они не предназначены для коммерческих перевозок грузов;
  • ТС массой до 3,5 тонн.

Требования к устройствам

К оснащению транспортных средств выдвигаются следующие требования:

  • в пределах территории РФ могут выполнять рейсы автомобили, оборудованные цифровыми устройствами с модулем криптографической защиты информации (НКМ/СКЗИ);
  • если планируется выезд за границу, то на ТС должен быть установлен тахограф ЕСТР.

В странах ЕС выполняется активный переход на смарт-тахографы. Процесс осуществляется на основании Регламента ЕС 2016/799. Новые приборы должны соответствовать таким стандартам:

  • устройство подключается к спутниковой системе;
  • возможность передачи сведений во время выполнения рейса;
  • возможность вывода данных с тахографа на внешнее устройство в режиме реального времени.

Такие смарт-тахографы позволят получить удаленный доступ к системе мониторинга за ТС. Изначально регламент предполагает установку новых смарт-устройств на ТС, которые впервые регистрируются на территории ЕС. Относительно оборудования авто, зарегистрированных в РФ и выполняющих международные перевозки, конкретные изменения в 2019 году не установлены, поэтому действующим остается требование для грузовых ТС по наличию ЕСТР.

Основной вид оборудования, который устанавливается на грузовики в РФ — это тахографы с модулем СКЗИ. Такие устройства имеют:

  • съемный криптографический блок;
  • собственное программное обеспечение;
  • модуль памяти.

Контроль за использованием таких устройств возложен на ФСБ, поэтому установить такое оборудование на грузовик можно только в мастерской, имеющей специальную лицензию. Процесс установки тахографа состоит из следующих шагов:

  1. Сотрудник сервисного центра выполняет активацию модуля с помощью цифрового ключа, полученного от ФБУ «Росавтотранс».
  2. Активированный модуль помещается в специальное гнездо в устройстве.
  3. Подбирается место установки в салоне ТС (водитель должен иметь легкий и быстрый доступ к нему).
  4. Устройство подключается к оборудованию грузовика и настраивается, специалист вносит в него характеристики ТС.

Любой тахограф должен иметь:

  • карты для всех водителей, управляющих ТС;
  • датчик движения;
  • датчик звукового или визуального оповещения;
  • антенны передачи сигналов GSM/GPRS, если это предусмотрено;
  • программы, криптограммы для функционирования систем ГЛОНАСС и GPS.

Перед началом рейса водитель активирует прибор с помощью личной карты, а после окончания извлекает ее.

Ответственность за нарушение норм законодательства

Ответственность за нарушение требований по оснащению грузовых ТС тахографами предусмотрена в таких случаях (ст. 11.23 КоАП):

  • отсутствие устройства в ТС, где его наличие предусмотрено законодательством;
  • тахограф находится в неисправном состоянии;
  • оборудование умышленно выведено из строя;
  • водитель ТС нарушил требования к режиму вождения и отдыха;
  • на оборудовании отсутствует пломба, предотвращающая постороннее вмешательство в его работу;
  • установлен прибор на основании системы ЕСТР, но при этом отсутствует наличие разрешения на осуществление международных рейсов.

http://zakonguru.com/izmeneniya/taxografy.html

Тахограф для «частника»: что нужно знать об изменениях в законодательстве 13:05, 26 ноября 2019 Версия для печати

О новых требованиях к перевозчикам и законах, которые их устанавливают, рассказывает эксперт в области тахографии Максим Сухомлинов.

В настоящее время только ленивый не пишет о тахографах. И я из числа таких не ленивых, и в настоящей статье тоже буду писать о тахографах, а точнее отвечу на часто встречающиеся и максимально актуальные вопросы.

Нужен ли частнику тахограф с 1 ноября 2019 года?

В настоящий момент (26.11.2019) нет. И здесь надо поподробнее. В первую очередь необходимо понять – кто такие «частники», о которых столько шума в части оснащения тахографами. «Частник» — это частное лицо, которое не является частным предпринимателем и ИСПОЛЬЗУЕТ транспортное средство (управляет им). Обращаю особое внимание – не владеет, а использует. Это значит, что совершенно неважно, что написано в СРТС в разделе «Собственник». Важно, кто находится за рулем такого транспортного средства. Для того, чтобы водитель попал в категорию рассматриваемого «частника», он:

  • не должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
  • не должен иметь путевого листа, оформленного на него;
  • документы на груз (в случае его перевозки) должны быть оформлены непосредственно на него.

С 1 января 2019 года вступила в силу норма законодательства (п. 3, ст. 20 ФЗ 196), которая обязывает «частников» обеспечить оснащение используемых ими автомобилей максимальной массой свыше 3,5 тонн и автобусов тахографами. Однако до какого момента это оснащение должно быть завершено, Федеральным законом не определено. За ответом на этот вопрос Федеральный закон (п.3, ст.20, ФЗ 196) отправляет к Постановлению Правительства (ПП 1213 от 23.11.2012), которое, в свою очередь, отсылает к Приказу Минтранса № 273 от 21.08.2013. Однако по настоящее время (на дату выхода этой статьи) Приказ Минтранса № 273 относится исключительно к юридическим лицам и частным предпринимателям (п. 2 Порядка оснащения, утвержденного приказом Минтранса № 273) и не распространяется на частных лиц в принципе.

Таким образом, в настоящее время (на дату выхода статьи) «частники» быть оснащенными тахографами не должны, и штрафовать их за отсутствие тахографа незаконно, а техосмотр им проводить обязаны без учета наличия тахографа.

Что такое тахограф? Обязан ли тахограф иметь в своем составе блок СКЗИ?

Определение тахографа дано в ст. 2 ФЗ 196. Оно звучит так: тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности. Основные споры идут по термину «некорректируемая регистрации информации». Наиболее часто встречаемое заблуждение заключается в том, что именно это понятие («некорректируемая регистрации информации») требует наличия в тахографе блока СКЗИ. Однако, если попытаться найти законодательное определение понятия «некорректируемость», попытки окажутся тщетными.

Законодательно закрепленного понятия «некорректируемость» НЕТ, оно отсутствует, а следовательно, каждому допустимо понимать его так, как ему захочется.

Некоторым весьма сообразительным коммерсантам захотелось понять его как наличие в тахографе блока СКЗИ. Но даже информация, нанесенная на бумажную тахокарту (шайбу) тахографа, является некорректируемой, потому как откорректировать линию на тахокарте практически невозможно: подменить тахокарту, испортить тахокарту, нарисовать новую – возможно, а вот откорректировать – нет. А что же закон? Чего он требует в этой части? А это весьма и весьма интересно, жаль что немногие хотят в этом разобраться. Постараюсь максимально просто и на бытовом примере.

Итак, ФЗ 196 в ст. 20 обязывает юридических лиц, и частных предпринимателей (а скоро и частных лиц), которые владеют определенными категориями транспорта, оборудовать этот транспорт тахографами. Регламент оснащения, категории транспорта, а также требования к тахографам (опять ст. 20, ФЗ 196) должно определить Правительство РФ. Правительство РФ выпускает постановление №1213 от 23.11.2012, в котором передает эти обязанности Минтрансу. И здесь начинается самое интересное. Министерство транспорта выпускает знаменитый приказ №36. В этом приказе собрано все, что только можно собрать: технические и функциональные требования к тахографу, правила его использования, порядок оснащения, и многое другое. И так было до 1 января 2015 года. 1 января 2015 года вступил в силу международный нормативный документ – Технический регламент Таможенного Союза (ТР ТС) 018/2011, в котором тахограф признан объектом технического регулирования. Это значит, что теперь к нему могут применяться только те обязательные требования, что указаны в техническом регламенте (пункты 2, 3 ст 4 ФЗ 184 О техническом регулировании и раздел Х, в частности ст. 53 Договора о ЕАЭС).

Таким образом, с 1 января 2015 года требования о наличии в тахографе блока СКЗИ стали рекомендательными – обращаю внимание, не приказ №36 стал рекомендательный, а его приложение № 1, требования к тахографам.

А с 1 ноября 2019 года была исправлена ситуация и в ст 11.23 КоАП – были исключены наказания за несоответствие тахографа установленным требованиям. Для сомневающихся – в ст. 2 того же ФЗ 196 дано определение понятию «транспортное средство». Но технические требования, которым эти транспортные средства должны соответствовать, определяет только ТР ТС 018/2011.

Именно по этой причине в настоящее время для использования при внутрироссийских автоперевозках допустимо использовать любой тахограф, в том числе и БЕЗ СКЗИ, имеющий сертификат соответствия одному из технических регламентов и внесенных в реестр средств измерений (метрологическая поверка).

Правда ли, что за несоответствие тахографа установленным требованиям больше оштрафовать не могут?

В рамках статьи 11.23 КоАП – НЕТ. Больше не могут. 1 ноября 2019 года, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2019 N 216-ФЗ в статью 11.23 КоАП РФ были внесены и вступили в силу изменения, которые исключили такую формулировку как: «с несоответствующим установленным требованиям тахографом», что ранее, до 1 ноября 2019 года, трактовалось некоторыми сотрудниками контролирующих органов как обязательность наличия блока СКЗИ в тахографе. Данная позиция являлась неверной и была причиной значительных нарушений прав автоперевозчиков.

В настоящее время (с 1 ноября 2019 года) составом правонарушения части 1 статьи 11.23 КоАП (для российского перевозчика) являются:

  • управление транспортным средством без тахографа, когда его установка необходима в соответствии с требованиями законодательства, и
  • нарушение требований к использованию тахографа, установленные нормативными правовыми актами РФ.

Требования к использованию тахографов в настоящее время предъявляет единственный нормативный правовой акт – приложение №3 приказа Минтранса РФ №36 от 13 февраля 2013 года. Требования водителям и автопредприятию к использованию тахографов сформулированы исключительно пунктами 9, 10, 11 и 13 приложения №3 того же приказа. В пунктах 9, 10, 11 и 13 приложения №3, которые предъявляют водителям и автопредприятиям требования к использованию тахографа, отсутствует обязанность водителей и автопредприятий устанавливать блок СКЗИ в используемые ими тахографы.

Определять соответствие тахографов установленным требованиям на транспортных средствах, находящихся в эксплуатации, с 1 ноября 2019 года поручено аккредитованным станциям технического осмотра (Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1276) в рамках проведения очередного технического осмотра транспортных средств, которые в свою очередь работают исключительно в рамках требования ТР ТС 018/2011.

[3]

На основании вышесказанного, штрафы по статье 11.23 КоАП с формулировкой состава правонарушения «несоответствие тахографа установленным требованиям» с 1 ноября считаются незаконными.

Кстати, по вышеописанным причинам на сегодняшний день (день выхода статьи) «частника» не могут оштрафовать за отсутствие тахографа на используемом им транспортном средстве.

Владеть тахографом ЕСТР (международного образца) дороже, чем тахографом с СКЗИ?

Бытует мнение, что тахографы ЕСТР, те самые, что установлены заводами-производителями европейских транспортных средств, допустимо использовать только если владелец транспортного средства допущен до международной перевозки (МАП), что при таком случае надо проводить соответствующее обучение водителя и хотя бы раз в год выезжать за рубеж. Это утверждение ошибочно. Выше я объяснил, что можно использовать любой тахограф, и с СКЗИ, и ЕСТР: главное, чтобы он имел сертификат соответствия одному из технических регламентов и был внесен в реестр средств измерения. Допуск к МАП (карточка) используется теми перевозчиками, которые не хотят тратить время на общение по вопросу тахографа с неграмотными сотрудниками контролирующих органов. Допуск к МАП – своеобразная страховка от неуча на дороге. И не более того. Допуск к МАП выдается в рамках государственной услуги (административного регламента), утвержденной приказом Минтранса России от 18.07.2011 N186. Пунктом 13 этого регламента указаны все необходимые условия для получения допуска к МАП.

И в нем (в регламенте) нет необходимости выезда за рубеж, или предоставления обученных водителей и тому подобного бреда. Допуск к МАП процедура бесплатная и не несущая в себе дополнительных затрат в течении всего срока допуска.

По этой причине, использование тахографа ЕСТР (международного образца) в несколько десятков раз дешевле чем стоимость владения тахографом с СКЗИ.

Правда ли, что если у меня есть МАП, моему тахографу не надо делать метрологическую поверку?

Нет, неправда. Требование о метрологической поверке распространяется на ВСЕ средства измерения (ФЗ 102 О единстве измерений). Тахографы и ЕСТР, и с СКЗИ являются средствами измерения скорости, пройденного пути и времени. Тахографы и с СКЗИ, и ЕСТР внесены в государственный реестр средств измерений (не совсем грамотное наименование, зато понятное). Требования о наличии метрологической поверки для тахографов, в том числе и ЕСТР, появляются в Правилах проведения технического осмотра с 1 ноября 2019 года вне зависимости от наличия МАП. Обладателям МАП тоже нужна метрология. Тахограф (любой) – средство измерения, установленное на транспортном средстве, зарегистрированном в РФ, и осуществляющее перевозки по территории РФ, в рамках ПДД РФ и Правил перевозки грузов и пассажиров РФ (ПП 272). А средство измерения в РФ должно быть метрологически поверено (ФЗ 102).

Аналогия: у вас заграничный паспорт. Вы гражданин РФ, занимаетесь коммерцией на территории РФ. Вы должны платить налоги в РФ? Или загранпаспорт дает возможность их не платить?

Метрологическую поверку необходимо осуществлять любым тахографам. Для тахографов ЕСТР раз в один или два года, в зависимости от модели. Для тахографов с СКЗИ раз в три года. Бытует мнение, что метрологию для тахографов с СКЗИ надо делать раз в 7 лет. Это неправда, это маркетинговый ход производителя – в документах производителя действительно написано в 7 лет, однако приказ Минпромторга №1815 от 02.07.2015 говорит об обратном – один раз в три года, в связи с заменой СКЗИ в тахографе.

Что делать, мне все равно выписали незаконный штраф?

Только идти в суды. К глубочайшему моему сожалению, уровень подготовки контролеров на дорогах весьма низок. Многим из них до сих пор неизвестны изменения законодательства в части требований ст. 11.23 КоАП РФ. Можно пробовать судиться самим. А можно воспользоваться услугами профессионалов. Некоторые из них дают гарантию или обещают возврат потраченных средств с процентами, в случае проигрыша дела. И если вы решите воспользоваться такими услугами, то гарантии возврата денег это весьма выгодное условие. Тем более, что в случае выигрыша в деле, все, в том числе и потраченные на профессионала деньги, вам будут возмещены за счет проигравшей стороны. Но решение всегда за вами – продолжать терпеть беспредел на дорогах, или начать отстаивать свои права в рамках закона и последних тенденций, обозначенных главой нашей страны.

А можно покороче – вообще ничего не понятно!

Можно. СКЗИ – зло и лохотрон, его установка как была, так и остается необязательной, а с 1 ноября 2019 года это еще и прописали черным по белому в нормативных правовых актах. С 1 ноября техосмотр не пройти без метрологической поверки на тахограф тем, кому тахограф положен по закону. С 1 ноября тахограф нужен всем «частникам», эксплуатирующим автомобили свыше 3,5 тонн и автобусы, но требовать его наличие будет разрешено контролерам только после утверждения Порядка (регламента) оснащения тахографами «частников». Аналоговыми тахографами можно продолжать пользоваться, если есть сертификат техрегламента и метрологическая поверка. МАП нужна для спокойствия. С 1 ноября «за тахограф» несут ответственность и юрлица. Знать все невозможно, и поэтому слушать чужое мнение все равно придется. Найти профессионала, которому можно довериться, очень сложно в любой области. Поэтому пользуйтесь услугами тех, кто готов в случае ошибки ее исправить или возместить понесенный ущерб.

С глубоким и искренним уважением к участникам отрасли и несчастным автоперевозчикам,

автор статьи, Сухомлинов Максим Владимирович,

член Экспертного совета Секции автомобильного транспорта Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству;

член Правления Некоммерческого партнерства «Содействие развитию тахографических систем» (НП «СРТС»);

эксперт в области оценки (подтверждения) соответствия продукции колесных транспортных средств;

руководитель группы компаний «Надежный контакт»

http://news.ati.su/article/2019/11/26/tahograf-dlyachastnika-chto-nuzhno-znat-ob-izmeneniyah-v-zakonodatelstve-130500/

Литература

  1. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
  2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.
  3. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
  4. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
  5. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях