WordPress

Договор о коллективной безопасности

Договор о коллективной безопасности - картинка 1
Сегодня рассмотрим тему: "Договор о коллективной безопасности", основанную на мнении ряда авторитетных источников. На все возможные вопросы вам ответит дежурный юрист.

Договор о коллективной безопасности (Ташкент, 15 мая 1992 г.) (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Протоколом от 10 декабря 2010 г. в настоящий Договор внесены изменения

Договор
о коллективной безопасности
(Ташкент, 15 мая 1992 г.)

С изменениями и дополнениями от:

10 декабря 2010 г.

ГАРАНТ:

См. Устав и Соглашение о правовом статусе организации Договора о коллективной безопасности, подписанные в Кишиневе 7 октября 2002 г.

См. статус настоящего Договора

Государства — участники настоящего Договора, именуемые в дальнейшем «государства-участники»,

руководствуясь декларациями о суверенитете Независимых Государств,

учитывая создание государствами-участниками собственных Вооруженных Сил, принимая согласованные действия в интересах обеспечения коллективной безопасности,

признавая необходимость строгого выполнения заключенных договоров, касающихся сокращения вооружений, Вооруженных Сил и укрепления мер доверия,

договорились о нижеследующем.

ГАРАНТ:

См. Устав и Соглашение о правовом статусе организации Договора о коллективной безопасности, подписанные в Кишиневе 7 октября 2002 г.

http://base.garant.ru/1118890/

Устав Организации Договора о коллективной безопасности

Подписан Президентом Армении Робертом Кочаряном, Президентом Белоруссии Александром Лукашенко, Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, Президентом Киргизии Аскаром Акаевым, Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым 7 октября 2002 года в Кишиневе

Государства – участники Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (далее – Договор),

действуя в строгом соответствии со своими обязательствами по Уставу ООН, решениями Совета Безопасности ООН, руководствуясь общепризнанными принципами международного права;

стремясь к созданию благоприятных и стабильных условий для всестороннего развития государств – участников Договора и обеспечения их безопасности, суверенитета и территориальной целостности;

подтверждая свою приверженность целям и принципам Договора и принятым в его рамках международным договорам и решениям;

исполненные решимости и далее развивать и углублять военно-политическое сотрудничество в интересах обеспечения и укрепления национальной, региональной и международной безопасности;

ставя перед собой цель продолжать и наращивать тесные и всесторонние союзнические отношения во внешнеполитической, военной и военно-технической областях, а также в сфере противодействия транснациональным вызовам и угрозам безопасности государств и народов;

руководствуясь намерением повышать эффективность деятельности в рамках Договора,

согласились о нижеследующем:

[3]

Учреждение Организации Договора о коллективной безопасности

Государства – участники Договора учреждают международную региональную Организацию Договора о коллективной безопасности (далее – Организация).

Положения Договора и принятых в его развитие международных договоров и решений Совета коллективной безопасности Договора являются обязывающими для государств – членов Организации (далее – государства-члены) и самой Организации.

Цели и принципы

Целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

В своей деятельности Организация сотрудничает с государствами, не являющимися членами Организации, поддерживает отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности. Организация содействует формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права.

Организация действует на основе неукоснительного уважения независимости, добровольности участия, равенства прав и обязанностей государств-членов, невмешательства в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

Настоящий Устав не затрагивает прав и обязательств государств-членов по другим международным договорам, участниками которых они являются.

Для реализации целей Организации государства-члены принимают совместные меры к формированию в ее рамках действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению их необходимым вооружением и военной техникой.

Государства-члены принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск (сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами Организации, после проведения неотложных консультаций (согласования) с другими государствами-членами.

Государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов.

Государства-члены осуществляют свою деятельность на этих направлениях, в том числе в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государствами и международными межправительственными организациями при главенствующей роли ООН.

Государства-члены согласовывают и координируют свои внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности, используя в том числе консультационные механизмы и процедуры Организации.

Государства-члены принимают меры по развитию договорно-правовой базы, регламентирующей функционирование системы коллективной безопасности, и по гармонизации национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности.

Органами Организации являются:

а) Совет коллективной безопасности (далее – Совет);

б) Совет министров иностранных дел (далее – СМИД);

в) Совет министров обороны (далее – СМО);

г) Комитет секретарей советов безопасности (далее – КССБ).

Постоянно действующим рабочим органом Организации является Секретариат Организации (далее – Секретариат).

Функции и порядок работы указанных выше органов регламентируются настоящим Уставом, а также отдельными Положениями, утверждаемыми Советом.

Решения Совета, СМИД, СМО и КССБ по вопросам, кроме процедурных, принимаются консенсусом.

Любое государство-член при голосовании имеет один голос. Порядок голосования, в том числе по процедурным вопросам, регламентируется Правилами процедуры органов Организации, утверждаемыми Советом.

Решения Совета и принимаемые в их исполнение решения СМИД, СМО и КССБ являются обязывающими для государств-членов и исполняются в порядке, устанавливаемом национальным законодательством.

Совет является высшим органом Организации.

Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

В состав Совета входят главы государств-членов.

В заседаниях Совета могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, Генеральный секретарь Организации, Полномочные представители государств-членов при Организации и приглашенные лица.

Совет имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.

Председателем Совета (далее – Председатель) является глава государства, на территории которого проходит очередная сессия Совета, если Совет не примет иного решения. Его права и обязанности сохраняются за ним на период до следующей очередной сессии Совета.

Если Председатель не может выполнять свои функции, то на оставшийся период избирается новый Председатель.

В период между сессиями Совета вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет при Организации (далее – Постоянный Совет).

Постоянный Совет состоит из Полномочных представителей (далее – Полпреды), назначаемых государствами-членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами, и действует в соответствии с Положением, утверждаемым Советом.

СМИД является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

СМО является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

КССБ является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Секретариат осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности органов Организации.

Секретариат во взаимодействии с Постоянным Советом осуществляет подготовку проектов решений и других документов органов Организации.

Секретариат формируется из числа граждан государств-членов на квотной основе (должностных лиц) пропорционально долевым взносам государств-членов в бюджет Организации и граждан государств-членов, нанимаемых на конкурсной основе по контракту (сотрудников).

Функции, порядок формирования и работы Секретариата определяются соответствующим Положением, утверждаемым Советом.

Местом нахождения Секретариата является город Москва, Российская Федерация. Условия пребывания Секретариата на территории Российской Федерации регулируются на основе соответствующего международного договора.

Генеральный секретарь Организации (далее – Генеральный секретарь) является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом.

Генеральный секретарь назначается решением Совета сроком на три года по представлению СМИД из числа граждан государств-членов.

Генеральный секретарь подотчетен Совету, участвует в заседаниях Совета, СМИД, СМО, КССБ и Постоянного Совета.

Генеральный секретарь в соответствии с решениями Совета координирует разработку проектов соответствующих предложений и документов органов Организации, осуществляет рабочие контакты с другими международными межправительственными организациями и государствами, не являющимися членами Организации.

Генеральный секретарь является депозитарием в отношении настоящего Устава, других заключаемых в рамках Организации международных договоров и принимаемых документов.

Членом Организации может стать любое государство, которое разделяет ее цели и принципы и готово принять на себя обязательства, содержащиеся в настоящем Уставе и других действующих в рамках Организации международных договорах и решениях.

Решение о приеме в Организацию принимается Советом.

Любое государство-член вправе выйти из Организации. После урегулирования своих обязательств в рамках Организации такое государство направляет депозитарию Устава официальное уведомление о выходе не позднее, чем за шесть месяцев до даты выхода.

Порядок приема и выхода из Организации определяется соответствующим Положением, утверждаемым Советом.

В случае невыполнения государством-членом положений настоящего Устава, решений Совета и принятых в их исполнение решений других органов Организации Совет может приостановить его участие в деятельности органов Организации.

В случае продолжения государством-членом невыполнения указанных обязательств Совет может принять решение о его исключении из Организации.

Решения по данным вопросам в отношении такого государства-члена принимаются без учета его голоса.

Порядок приостановки участия государства-члена в деятельности органов Организации или его исключения из Организации определяется соответствующим Положением, утверждаемым Советом.

Статус наблюдателя при Организации может быть предоставлен государству, не являющемуся членом Организации, а также международной организации в соответствии с официальным письменным обращением на имя Генерального секретаря. Решение о предоставлении, приостановке или аннулировании статуса наблюдателя принимается Советом.

Участие наблюдателей в сессиях и заседаниях органов Организации регламентируется Правилами процедуры органов Организации.

Правоспособность, привилегии и иммунитеты

Организация пользуется на территории каждого государства-члена правоспособностью, необходимой для реализации ее целей и задач.

Организация может сотрудничать с государствами, не являющимися ее членами, поддерживать отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности, заключать с ними международные договоры, направленные на установление и развитие такого сотрудничества.

Организация пользуется правами юридического лица.

Привилегии и иммунитеты Организации определяются соответствующим международным договором.

Финансирование деятельности Секретариата осуществляется за счет бюджета Организации.

Бюджет Организации формируется за счет долевых взносов государств-членов, утверждаемых Советом.

Бюджет Организации не может иметь дефицита.

Проект бюджета Организации на каждый бюджетный год разрабатывается Секретариатом по согласованию с государствами-членами в соответствии с Положением о Порядке формирования и исполнения бюджета Организации. Бюджет Организации утверждается Советом.

Положение о порядке формирования и исполнения бюджета Организации утверждается Советом.

Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в совещаниях, заседаниях органов Организации и других мероприятиях, проводимых в рамках Организации, а также расходы, связанные с деятельностью Полпредов.

В случае невыполнения государствами-членами обязательств по погашению задолженности перед бюджетом Организации в течение двух лет Совет принимает решение о приостановлении права выдвижения граждан этого государства на квотные должности в рамках Организации, а также о лишении права голоса в органах Организации до полного погашения задолженности.

Настоящий Устав подлежит ратификации и вступает в силу с даты сдачи депозитарию подписавшими его государствами последнего письменного уведомления о ратификации.

Депозитарий уведомляет государства, подписавшие настоящий Устав, о получении каждого уведомления о ратификации.

В настоящий Устав с общего согласия государств-членов могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются отдельными Протоколами.

Протоколы об изменениях и дополнениях в Устав являются его неотъемлемой частью и вступают в силу в порядке, установленном Статьей 26 настоящего Устава.

Оговорки к Уставу не допускаются.

Любые споры в отношении толкования и применения положений настоящего Устава решаются путем консультаций и переговоров между заинтересованными государствами-членами. В случае недостижения согласия спор передается на рассмотрение Совета.

Официальным и рабочим языком Организации является русский язык.

Настоящий Устав регистрируется в Секретариате ООН в соответствии с положениями статьи 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Совершено в городе Кишиневе «7» октября 2002 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится у депозитария, который направляет каждому государству, подписавшему настоящий Устав, его заверенную копию.

http://www.kremlin.ru/supplement/3506

Организация Договора о коллективной безопасности. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — международная организация по вопросам безопасности, участниками которой являются в настоящее время шесть государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В 1993 г. к ним присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г. сроком на пять лет. 2 апреля 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались подписывать протокол о продлении срока его действия. Узбекистан возобновил членство в августе 2006 г., в декабре 2012 г. вышел из договора.

14 мая 2002 г. в Москве на саммите главы государств ДКБ приняли решение об образовании Организации Договора о коллективной безопасности. 7 октября того же года главы государств подписали Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. С 2004 г. организация имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Высший координирующий орган ОДКБ — секретариат во главе с генеральным секретарем (с апреля 2003 г. — Николай Бордюжа). Высшим политическим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят президенты государств — участников Договора. В период между сессиями СКБ его возглавляет президент страны, председательствующей в ОДКБ в текущем году. В 2014 г. председательство в уставных органах ОДКБ осуществляла Россия, в 2015 г. — Таджикистан. 15 сентября 2015 г. по завершению саммита ОДКБ в Душанбе председательство на 2016 год перешло к Армении.

Целью ОДКБ является отражение угроз безопасности и стабильности, защита территориальной целостности и суверенитета государств-членов, без вмешательства в их внутренние дела. В систему коллективной безопасности ОДКБ входят Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР; 19,5 тыс. человек), миротворческие силы (4 тыс. человек), а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности: Коллективные силы быстрого развертывания в Центральной Азии (КСБР ЦАР; 4,5 тыс. человек), восточноевропейская (Россия и Белоруссия) и кавказская (Россия и Армения) группировки. В настоящее время создаются коллективные авиационные силы ОДКБ и силы специального назначения. Все эти структуры включены в состав единых войск ОДКБ — Коллективных сил, решение о создании которых принято 19 декабря 2012 г. главами государств организации на очередной сессии СКБ.

Согласно заявлению глав — участников организации от 24 мая 2000 г., военно-политические отношения между государствами ДКБ носят приоритетный характер по сравнению с военными связями и контактами со странами, не подписавшими договор.

20 декабря 2011 г. подписан протокол, согласно которому военные базы стран, не входящих в организацию, могут размещаться на территориях государств ОДКБ только с согласия всех партнеров по блоку. Агрессия в отношении одного из государств организации рассматривается как агрессия против всех государств-участников Договора.

В рамках военного сотрудничества государства ОДКБ проводят ежегодные масштабные учения. Так, с 2004 г. проходят совместные командно-штабные учения «Рубеж». В июне 2010 г. прошли первые учения спецподразделений организации «Кобальт-2010», в октябре — первые совместные комплексные учения ОДКБ «Взаимодействие-2010», в которых были задействованы командование и военные силы КСОР. В октябре 2012 г. на трех полигонах Казахстана состоялись первые миротворческие учения организации «Нерушимое братство-2012».

Организация обладает значительным опытом в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и незаконной миграцией. С 2003 г. ОДКБ на регулярной основе проводит антинаркотическую операцию «Канал»; с 2006 г. — операцию «Нелегал» по борьбе с незаконной миграцией, включая торговлю людьми; с 2009 г. — операцию «ПРОКСИ» по противодействию криминалу в сфере информационных технологий. В организации проводится работа по созданию единого механизма реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

С 2000 г. действует механизм военно-технического сотрудничества, который предусматривает поставки продукции военного назначения для союзных вооруженных сил на основе льготных цен. 10 декабря 2010 г. было подписано соглашение о создании в ОДКБ межгосударственных научно-производственных объединений по выпуску продукции военного назначения. Проводится совместная подготовка на безвозмездной и льготной основе кадров для вооруженных сил и силовых структур государств-членов.

При ОДКБ действуют Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, координационные советы руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков и по вопросам борьбы с незаконной миграцией, а также координационный совет по чрезвычайным ситуациям. Принято решение о создании Центра противодействия киберугрозам.

http://tass.ru/info/1665374

Договор о коллективной безопасности

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Беларусь — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3 апреля 2009 представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ. (http://www.vz.ru/news/2009/4/3/272081.html)

Перспективы развития

Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России и Казахстана и один от Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил — около 7 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Цели и задачи

Члены ОДКБ

  • Договор о коллективной безопасности - картинка 6Республика Армения (с 15 мая 1992)
  • Договор о коллективной безопасности - картинка 7Республика Беларусь (с 31 декабря 1993)
  • Договор о коллективной безопасности - картинка 8Республика Казахстан (с 15 мая 1992)
  • Договор о коллективной безопасности - картинка 9Киргизская Республика (с 15 мая 1992)
  • Договор о коллективной безопасности - картинка 10Российская Федерация (с 15 мая 1992)
  • Договор о коллективной безопасности - картинка 11Республика Таджикистан (с 15 мая 1992)
  • Договор о коллективной безопасности - картинка 12Республика Узбекистан (с 15 мая 1992 по 2 апреля 1999 и с 16 августа 2006)

Структура ОДКБ

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.

Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Саммит ОДКБ в сентябре 2008

5 сентября на саммите Организации договора о коллективной безопасности была принята декларация, в которой, в частности, была высказана глубокая озабоченность «предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия». В декларации также содержится поддержка «активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе». Лидеры государств-членов ОДКБ призвали к обеспечению прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии.

Как указано в декларации, государства ОДКБ «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». ОДКБ выступила с предупреждением в адрес НАТО: «Серьёзный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств—членов».

Выступая на пресс-конференции по завершении саммита, российский президент Дмитрий Медведев заявил: «Мы продолжим работу по наращиванию военной составляющей. Среди намеченных направлений деятельности ОДКБ — углубление коалиционного военного строительства. ОДКБ была и останется гарантом суверенитета и территориальной целостности наших стран и невмешательства в их дела… Наша организация молодая, и, чтобы поднять ее авторитет, нам надо развивать военную составляющую. Без известной жесткости и укрепления военной компоненты организация развиваться не может». [1]

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/903780

Организация Договора о коллективной безопасности

На фото: герб (слева) и флаг ОДКБ

Для того, чтобы противостоять экономическому и политическому диктату, а также военной угрозе со стороны западных государств, Россия с первых дней своей независимости прилагала усилия к созданию экономических, политических и военно-оборонительных союзов с участием Российской Федерации и ряда других государств.

Первым таким союзом явилась Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) или «Ташкентский пакт», «Ташкентский договор». Это — региональная международная организация, задачей которой является защита территориально-экономического пространства стран-участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят главы государств-членов.

[2]

На момент вступления договора в силу в 1994 году ОДКБ насчитывал 9 членов, в настоящий момент (2017 год) их шесть: Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Белоруссия (Азербайджан, Грузия и Узбекистан покинули ряды организации). Ежегодно проходят саммиты с участием глав государств-членов ОДКБ.

В 2004 г. ОДКБ получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

С 1 января 2017 года исполнение обязанностей генсека ОДКБ возложено на генерал-полковника Валерия Семерикова, который сменил на этом посту генерал-полковника Николая Бордюжу.

В рамках ОДКБ выделяются четыре основных элемента:

– Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), созданы в 2009 г., численность свыше 17 000 чел;
– Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР), созданы в 2001 г., численность около 5 000 чел.;
– Коллективные миротворческие силы (КМС), численность около 3 600 чел.;
– Коллективные авиационные силы (КАС), включающие в себя транспортную и специальную авиацию.

Кроме того, ведутся работы по созданию Единой системы ПВО–ПРО на базе региональных объединений (Беларусь и Россия, Армения и Россия, Казахстан и Россия), однако по состоянию на начало 2017 г. этот процесс не завершен.

В августе 2001 г. в рамках ОДКБ были созданы коллективные силы быстрого развёртывания Центральноазиатского региона (КСБР ЦАР).

Основные задачи Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности:

– участие в отражении внешней военной агрессии;
– участие в проведении совместных контртеррористических операций.

Силы КСБР ЦАР состоят из десяти батальонов, общая численность личного состава коллективных сил — около 5 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолётов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

КСБР ЦАР регулярно проводит учения, в том числе с отработкой антитеррористических задач.

Первое учение «Рубеж-2004» проводились на территории Кыргызстана, в 2005, 2009 и 2010 гг. — в Таджикистане, в 2006 г. – в Казахстане, в 2008 г. в Армении, в 2012 и в 2014 гг. — на полигоне Чебаркуль Челябинской обл.

Совместное тактическое учение «Рубеж-2016» КСБР ЦАР прошло в октябре 2016 года в Кыргызстане. Его участники отрабатывали действия по защите суверенитета и территориальной целостности условного государства-члена ОДКБ.

В 2009 г., также в рамках ОДКБ, созданы коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) — по одному батальону от Армении, Киргизии и Таджикистана, мобильная бригада от Беларуси, десантно-штурмовая бригада аэромобильных войск и батальон оперативного назначения от Казахстана, а также воздушно-десантная дивизия и десантно-штурмовая бригада от России, общей численностью около 20 тыс. человек.[1]

Начиная с 2009 г., ежегодно проводятся учения КСОР.

В сентябре 2009 г. на территории республики Беларусь прошло учение «Запад-2009» с участием Региональных войск с привлечением воинских контингентов от Вооруженных Сил России.

Общая численность участников учения составила более 12,5 тысяч военнослужащих. Было задействовано значительное количество боевой и специальной техники, самолетов и вертолетов.

Следующим этапом явилось учение КСОР «Взаимодействие-2009» в октябре 2009 г. в казахстанско-китайском приграничье, на военном полигоне Матыбулак. В учении были задействованы все рода войск, подразделения МЧС, а также спецподразделения. В общей сложности было задействовано свыше 7 тысяч человек личного состава, входящих в состав КСОР ОДКБ.

Учение КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2010» состоялось в октябре 2010 г. на полигоне «Чебаркульский» в Челябинской области. В учении приняли участие около 1,7 тысячи военнослужащих и 270 единиц боевой техники. Главная тема учения — локализация вооружённого конфликта в регионе коллективной безопасности.

Совместные оперативно-технические учения КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2011» прошли в сентябре 2011 г. на территории полигона российской военной базы Ляур близ Душанбе (Таджикистан). Темой военной игры стала подготовка и проведение специальной операции по ликвидации незаконных вооруженных формирований.

Полигон «Маршал Баграмян» Вооруженных сил Армении в сентябре 2012 г. принимал учения КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2012», к которым было привлечено 2 тыс. военнослужащих и сотрудников органов безопасности стран-участниц ОДКБ. Было задействовано свыше 500 единиц боевой техники, 50 единиц артиллерийских систем и свыше 200 автомобилей. В ходе учения отрабатывались вопросы применения сил и средств КСОР в Кавказском регионе.

По замыслу учения действия КСОР ОДКБ были продиктованы необходимостью отпора агрессии незаконных вооруженных формирований, незаконно вторгшихся на территорию республики «Севания» — государства-члена ОДКБ.

После принятия Советом коллективной безопасности ОДКБ решения об оказании помощи «Севании» для отражения агрессии были задействованы Коллективные силы оперативного реагирования.

Учения КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2013» прошли в сентябре 2013 г. на полигоне «Осиповичский» (Могилевская обл., Белоруссия). В них приняли участие более 600 человек, 60 единиц техники, 15 самолетов и вертолетов. Впервые на учениях КСОР отрабатывалось десантирование парашютным способом самоходных артиллерийских установок 2С9 «Нона», переброшенных вместе с подразделениями 31-й десантно-штурмовой группы ВДВ России.

Учения КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2014» прошли в августе 2014 г. на полигоне «Спасск» (Карагандинская область). В них приняли участие более 3000 человек, 800 единиц техники, около 30 самолетов и вертолетов.

В ходе учения была проведена специальная операция по локализации «вооруженного конфликта» в условном государстве-члене ОДКБ «Карания», которое обратилось к Организации за оказанием военной помощи.

Учение КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2015» проходило в августе 2015 г. в Псковской области с участием воинских контингентов из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Всего в совместном учении было задействовано более 2000 человек личного состава и 200 единиц военной техники.

Наиболее масштабное учение КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2016» прошло в августе в Ленинградской и Псковской областях. Запад добился того, чтобы его сигналы с перемещением американских войск в Прибалтике и Польше, в непосредственной близости от наших Северо-Западных границ, заметили в России.

Численность контингентов КСОР ОДКБ — более 1300 человек. Всего в учении принимали участие, с учётом войск Западного военного округа, около 6000 чел. и до 1000 ед. вооружения, военной и специальной техники.

По легенде учения, страны Западного военного альянса создали якобы миротворческие силы и без санкции ООН вторглись на территорию сопредельного государства – члена ОДКБ под видом проведения «миротворческой операции» с целью отделить от него определенную приграничную территорию, на которой действуют незаконные вооруженные формирования и дестабилизирована ситуация (по-видимому, имеется в виду Беларусь).

По замыслу учения, в ходе одного из этапов учения «Взаимодействие-2016», записанный голос через громкоговорители призывал солдат Западного альянса сдаться и сложить оружие. Запись транслировалась на нескольких европейских языках, в том числе на русском, немецком, английском и польском.

«Солдаты и офицеры Западного военного альянса! Вас обманывают! Вы не миротворцы! Вы вторглись на чужую территорию. Сложите оружие и сдавайтесь, или вас настигнет справедливое возмездие и гнев народа, который еще не терпел поражения ни в одной войне. Бросайте оружие, перестаньте быть марионетками в руках ваших лидеров», — призывал записанный голос.

В ходе учения выдвигающиеся резервы условного противника были уничтожены ударом звена истребителей-бомбардировщиков Су-34 и вертолетами КА-52, МИ-28 и МИ-24. В операции принимали участие разведывательные группы, десантники, танковые подразделения, реактивные системы залпового огня «Град», самоходные гаубицы «Мста-С» и тяжелые огнеметные системы «Буратино».

Генеральный секретарь ОДКБ генерал-полковник Николай Бордюжа дал высокую оценку действиям КСОР ОДКБ и войскам ЗВО в ходе учения «Взаимодействие-2016».

1. Коллективные силы оперативного реагирования
http://www.odkb-csto.org

2. Какие угрозы готовятся отражать военные ОДКБ

http://proza.ru/2017/03/11/1150

Литература

  1. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика); М.: Юрилическая литература, 2013. — 288 c.
  2. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.
  3. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.
  4. Давыденко, Дмитрий Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах / Дмитрий Давыденко. — М.: Секрет фирмы, 2014. — 168 c.
  5. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях